Можно ли наказывать золотистого ретривера?
Мы очень часто пользуемся этим понятием, объединяя под его именем все неприятные и болевые воздействия на золотистого ретривера, тем самым запутывая ещё больше и так запутанное дело воспитания и дрессировки. Поэтому, кстати, трудно согласиться с утверждением, что наказание нельзя использовать, воспитывая и дрессируя, что оно малоэффективно, что существуют другие, более гуманные и действенные способы, например отрицательное подкрепление.Так что давайте сначала разберёмся, что же такое наказание, чтобы не только согласиться с предложенным выше, но и, узнавая его в лицо, не пользоваться им так часто.
Наказание — это такие неприятные для золотистого ретривера (или болевые) воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного, с нашей точки зрения, поведения собаки. Зачастую между проступком нашего ретривера и нашими воздействиями проходит какое–то время. Это главное отличие наказания. А если неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время него, то это уже называется отрицательным подкреплением.
Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вёл провинившийся золотистый ретривер после проступка, мы считаем, что его следует наказать. И наказываем. Например, мы приходим вечером домой и обнаруживаем в квартире Содом и Гоморру и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, так как отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как, впрочем, и бесполезным, в чём вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуалу встречи вашего щенка. И вы заметите, как щенок перестаёт радоваться вашему приходу и всё чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его).
Или ваш золотистый ретривер что–то подобрал на улице и, тщательно пережевывая это что–то, подходит к вам, выполняя команду «Ко мне!». Вы, естественно, её выдираете аки Сидорову козу и это является наказанием для подбора пищи (и бесполезно, вы сами знаете), но в то же время отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное на улице.
И ещё одна ситуация. Вам не нравится, чтозолотистый ретривер забирается на диван, и вы бы хотели исправить такое поведение. Вы входите в комнату и застаёте на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять ретриверу, что он не прав и что вам не нравится такое поведение, вы его шлёпаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием за то самое залезание на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и вся история борьбы человечества с преступлениями при помощи наказания.
Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому что, как следствие, оно очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе: вы наказываете собаку через час после того как она съела ваши тапочки. В течение этого часазолотистый ретривер совершил ещё с десяток безобидных поступков. Как же ему понять какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.
Американский учёный Б. Скиннер, один из основоположников оперантного научения, показал, что результат, для того чтобы стать подкреплением какому–либо действию, должен следовать за ним не позднее десяти секунд. Подчеркнём, что это правило работает в естественной среде, когда животное может совершать в секунду массу самых разнообразных нужных и ненужных действий.
И.П. Павлову в его знаменитой «башне молчания» удавалось вырабатывать условные рефлексы при отставлении подкрепления до 30 мин и более от условного раздражителя. Такие рефлексы были названы отставленными условными рефлексами, но оказалось, что они вырабатываются с трудом или не вырабатываются вовсе. И согласно отечественной физиологии высшей нервной деятельности наказание можно определить как далеко отставленное отрицательное подкрепление.
Наказание не учит, не даёт информацию животному о том, какое же поведение правильное. Золотистый ретривер, которого вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять. Ведь в течение последнего часа он больше не ел никакой обуви. И вам бы порадоваться этому! И ещё: наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому, как правильно себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий.
Присмотритесь к себе: чаще всего, наказывая собаку, вы просто даёте выход своим эмоциям и своим обидам на неё.
Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания вам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно вы всё чаще и чаще начинаете прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться. Оно вырастает зашуганным и робким.
Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть, если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли возникло бы желание совершить второе.
По материалам книги — 100 собачьих «Почему».